Синайский Спас. Сплетение судеб

Синайский Спас
Кто бы мог подумать, что один мой вопрос, заданный брату Иринарху в монастыре 12-ти Апостолов на Кинерете, откроет для меня цепь событий и удивительное сплетение столь разных вещей и судеб. Те, кто бывал в этом сказочном месте и заходил в уютную церковь Петра и Павла, обязательно помнят великолепный список с Синайского Спаса - загадочного лика Иисуса 6-го века, хранящегося в монастыре Санта Катарина в Синае.



Я спросил у брата Иринарха, не Дзюмакис ли сделал этот список, ведь именно он автор блестящих росписей церкви. "Нет, это Борис Аксельрод",- ответил монах.
Из дальнейших поисков я узнал, что самобытный художник, мастер редкой техники энкаустического письма (краски с горячим воском), гуру молодых художников, магнит питерского андеграунда 70-х был выдавлен КГБ в 1982-м году из СССР.
Аксель, так звали его друзья, поселился в Израиле, в Тверии на берегу Кинерета. Здесь он обрёл новых учеников и почитателей, его дом, как и в Питере, был открыт для друзей всегда. В 2004-м Бориса Аксельрода не стало.
Будучи православным, он написал не один список с известных икон. Его последней незаконченной работой стала рублёвская Троица. Теперь уже его ученики продолжают дело учителя.
Список Аксельрода потрясающе точен. Как и оригинал, он выполнен в технике энкаустики. Иринарх рассказал мне, что мастер изучал старинную доску с лупой и стремился повторить все мелкие детали. После смерти художника семья передала икону в дар монастырю.

Список Б.Аксельрода

Важно отметить, что асимметрия лица Иисуса на этой иконе подняла волну непрекращающихся споров. Есть мнение, что таким образом художник отразил двойную природу Христа - божественную безмятежную (слева от нас) и человеческую, искажённую страданием. Есть и те, кто с этой версией категорически не согласны и говорят о техническом искажении изображения. Мне нравится идея двойной природы, но у каждого есть свой взгляд и своё понимание. Однозначно лишь то, что никто не остаётся равнодушным, глядя на этот лик.

Более подробно об оригинале можно узнать здесь

О технике энкаустики можно узнать в статье об уникальных Фаюмских портретах здесь

Начав собирать материал об Аксельроде, я открыл для себя ещё одну тайну - авторство знаменитой песни "Город золотой". Не желая прослыть плагиатором, я привожу ссылку на страницу, где эта история рассказывается очень подробно. Вы найдёте там настоящую интригу, познакомитесь с удивительными людьми и поймёте, почему я так озаглавил эту статью.

Борис Аксельрод